Страницы
Архивы
Рейтинг@Mail.ru

Методическая разработка

Методическая разработка

Электронная версия документа доступна для скачивания тут: https://yadi.sk/i/GqHfTWpXuFpCj

1.Аннотация
Данная методическая разработка раскрывает работу учителя над методической темой , использование методических карт при обучении технике бега и прыжках в длину.Так как учителя физической культуры сталкиваются в практической работе с определёнными трудностями при подготовке к проведению занятий со школьниками по лёгкой атлетике. В разработке использована в сжатой форме технология обучения легкоатлетическим упражнениям. При обучении им удобно применять методические карты. В разработке представлен конспект урока по физической культуре в системе государственных общеобразовательных школ по теме «Лёгкая атлетика» в пятом классе. На уроке проводится совершенствование технике спринтерского бега, обучение отталкиванию в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги». Так как основной задачей обучения прыжкам в пятом классе является : научить правильно отталкиваться в прыжках в длину с разбега с точным попаданием на место отталкивания. Методическую разработку в своей практической работе могут использовать учителя физической культуры для проведения уроков физкультуры по теме «Лёгкая атлетика».

2.Введение

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует психоэмоцианальное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников. На современном этапе актуальной становиться задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние»полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».Физические движения – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. С 2004 года школа получила статус основной общеобразовательной школы. Она находится в 46 км. от районного центра. Каждый учитель физической культуры в сельской школе – и учитель, и воспитатель, и тренер, и наставник в одном лице. От того, как сумеет поставить урочную и внеклассную физкультурно – оздоровительную работу в школе, зависит успешное решение задачи укрепления здоровья обучающихся. Урок физической культуры как был, так и остался главным звеном в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Особенности работы в сельской малочисленной школе имеют свои положительные стороны. Учитель хорошо знает каждого ученика, и есть возможность продуктивности индивидуального обучения, увеличения плотности урока, возможна взаимопомощь, все обучающиеся находятся в поле зрения учителя. В школе обучается 25 учеников. Но на протяжении нескольких лет по результатам диспансеризации отмечается нарушение осанки. По этому разработаны и проводятся большое количество мероприятий направленных на решение этой проблемы. Второй год я работаю над методической темой «Формирование правильной беговой осанки у детей младшего и среднего школьного возраста». Бег, как спортивное упражнение, является основой лёгкой атлетики. В соответствии с государственным стандартом общего образования обучающиеся должны овладеть техникой бега на короткие дистанции, прыжков в длину; освоить знания о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни. Умение хорошо и быстро бегать оказывает положительное существенное влияние на результаты, показываемые во всех видах спорта, изучаемых в школе. Методика обучения технике легкоатлетических упражнений хорошо разработана и описана в современной спортивной литературе. Вместе с тем в практической работе учителя физической культуры сталкиваются с определёнными трудностями при подготовке к проведению занятий со школьниками по лёгкой атлетике. При обучении удобно использовать методические карты, в основе которых лежит типовая схема обучения легкоатлетическим упражнениям с последовательным изучением элементов целостного действия по задачам, а также описанием средств, методических указаний и двигательных установок при выполнении. Типовая схема также предполагает описание типичных ошибок и способы их исправления . Для формирования беговой осанки, а также становления бегового шага применяют специальные упражнения беговой направленности, называемые специальными беговыми. Можно сказать, что данные упражнения предназначены для обучения и совершенствования составляющих бегового шага, куда входят: 1)положение туловища на высокой стопе – семенящий бег; 2)активный вынос бедра вверх – высокое поднимание бедра; 3)приближение пятки толчковой ноги после отталкивания к ягодице – захлёстывание голени. Специальные беговые упражнения считаются сложными координационно – техническими действиями, которые требуют специальной физической подготовленности. Я их использую в начале основной части, когда нагрузка по объёму и интенсивности должна быть оптимальной и направленной на правильное выполнение задания с указанием основных двигательных приёмов. Все специальные беговые упражнения выполняют с переходом в бег, сохраняя ритм, темп и «посадку»(положение туловища во время бега),соответствующие данному упражнению. Неправильное выполнение упражнений без постоянного исправления ошибок приводит к закреплению ошибок и формированию неправильного двигательного навыка, а значит, к нарушению техники и структуры бега. В процессе изучения техники бегового шага по составляющим необходимо придерживаться такой последовательности обучения:1)семенящий бег; 2)высокое поднимание бедра; 3)захлёстывание голени. Обучение специальным беговым упражнениям необходимы для формирования свободного, лёгкого и раскрепощённого бега, в основе которого лежит правильная беговая осанка. Беговая подготовка не обеспечивает разностороннего физического развития, поэтому в процессе учебного занятия применяю также упражнения на укрепления мышечного корсета и развитие других двигательных качеств. В данной разработке мною использованы методические карты обучения технике бега на короткие дистанции и прыжков в длину с разбега способом «согнув ноги «.

3.Основная часть. Конспект урока №3
по физической культуре в 5 классе
Дата проведения:10 сентября 2015
Цель: совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в учебной деятельности и самостоятельных заданиях.
Задачи: Образовательные: 1)Совершенствование технике бега на короткие дистанции: высокий старт,стартовый разгон, бег по дистанции. 2)Обучение технике отталкивания в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги». 3)Ознакомить с особенностями организации и проведения закаливающих процедур в осеннее время года. Воспитательные: воспитание дисциплинированности, морально – волевых качеств личности,трудолюбия. Привитие интереса к занятиям физической культурой. Оздоровительные: укрепление здоровья обучающихся, развитие скоростно – силовых качеств.
Тип урока: обучающий Метод проведения: фронтальный, индивидуальный Место проведения: спортивная площадка Инвентарь: ноутбук, секундомер

Часть урока
Содержание
Время
Организационно – методические указания
1.
Подготовительная часть:

1.1Построение, сообщение задач урока. 1.2Беседа «Особенности организации и проведения закаливающих процедур в осеннее время года»

1.3Техника безопасности на занятиях 1.4 Передвиже- ние на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стопы 1.5 Медленный бег

1.6 Ходьба-упражнения на восстановление и расслабление 1.7Общеразви -вающие упражнения: 1)И.п. – о.с. 1 –шаг левой, правую руку вперёд; 2 – шаг правой, левую руку вперёд; 3 – шаг левой, руки с силой согнуть в локтях; 4 – шаг правой, руки вниз; 2)И.п. – о.с. руки к плечам 1 – шаг левой, руки вверх; 2 – шаг правой, руки к плечам; 3 – шаг левой, руки вверх ; 4 – шаг правой, руки к плечам; 3) И.п. – широкая стойка, руки на поясе. 1 – 2 – 3 –левую руку вверх и , сгибая ногу, пружинистые наклоны вправо (выдох); 4 – и.п. (вдох); то же влево 4)И.п. – о.с. 1 – упор присев; 2 – выпрямить ноги, упор стоя согнувшись (выдох); 3 – согнуть ноги, упор присев; 4 – о.с.(вдох) 5)И.п. – о.с. 1-2 –присесть, руки вверх; 3-4 –встать, руки вниз; 6) И.п. – о.с. 1 – руки в стороны, ладонями кверху, мягкий рывок руками назад (вдох); 2 -3 –два пружинящих наклона вперёд, касаясь руками земли (выдох); 4 – и.п. 7)И.п. – стойка ноги вместе, руки на поясе. 1 –прыжком правую ногу вперёд, левую назад; 2 – прыжком сменить положение ног; 3 – прыжком ноги врозь; 4 – прыжком ноги вместе.

2.Основная часть 2.1 Специальные беговые упражнения: показ а) семенящий бег * в медленном темпе *в быстром темпе (на частоту движений) б)бег с высоким подниманием бедра

в)бег с « захлёс- тыванием» голени назад г )бег прыжками

2. 2Совершенст- вовать технику высокого старта: 1)напомнить технику высокого старта и бега по дистанции 2)многократные выбегания с высокого старта с исправлением ошибок

3)принятие правильных положений по команде «На старт!» и «Внимание!» с различными положением ног на старте 4) выбегание из положения «растянутого» высокого старта 5)выбегание с рук партнёра

6)выбегание со старта в соревнователь -ных условиях
2.3 Обучение технике отталкивания в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги» 1) рассказ о технике целостного упражнения и его отдельных фазах 2) показ упражнения наиболее подготовленным учащимся 3) выполнение пробных прыжков с небольшого разбега 4) прыжки в длину с укороченного разбега, отталкиваясь от удобного места(не подбирая ноги) поочерёдно одной и другой ногой 5) имитация движения при отталкивании на месте с активным выведением таза вперёд – вверх с подъёмом маховой ноги и рук 6) прыжки с места, отталкиваясь толчковой и махом другой с приземлением на маховую и дальнейшим пробеганием 7) то же, что и предыдущее, но с приземлением на обе ноги 8) выталкивание в беге на каждый третий или пятый шаг с последующим приземлением на маховую ногу и пробеганием 9) прыжки с 4 – 6 беговых шагов

3.Заключитель- ная часть 3.1Итоги урока 3.2Выставление оценок за урок 3.3Домашнее задание 3.4Подвижная игра «Успей занять место»

10 мин. 30сек.

1 мин.

2 мин.

30сек.

30сек.

2мин.

30сек.

4 мин.

8 раз

8раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

12 раз

30 мин.
5 мин.

2 раза по 20м.

2 раза по 20м.

2 раза по 20м.

10 мин.

1 мин.

2 раза

2раза

2 раза

2 раза

2 раза 60м.

15мин.

30 сек.

1 мин.

2 раза

2 раза

5 раз

3раза

3 раза

3 раза

3 раза

4мин. 30сек
30сек. 30сек.
30сек.

3мин.

Построение в шеренгу. Дежурный ученик строит класс, сдаёт учителю рапорт о готовности класса к уроку.

Закаливание – это систематическая тренировка терморегуляторных механизмов организма солнечными лучами, воздухом и водой различной температуры. В осеннее время года, когда солнце светит, но не греет, как в середине лета, всё чаще идут дожди, и с каждым днём понижается температура воздуха, наиболее подходящим для большинства людей является закаливание воздушными ваннами. Это широкодоступное средство благотворно влияет на весь организм. Оно повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровоснабжение тканей, усиливает сопротивляемость простудным заболеваниям. Воздушные ванны можно принимать на свежем воздухе и в помещении, но лучше всего сочетать их с занятиями утренней гигиенической гимнастикой и ночным сном при открытой форточке. Учебно – тренировочные занятия тоже следует использовать для закаливания воздухом (одеваться надо легко, при первой же возможности обнажать тело ). Применение воздушных ванн требует соблюдения определённых правил : а) воздушные ванны надо принимать не позднее, чем за 1 час до приёма пищи; б) их можно принимать практически в любое время суток, но оптимальным является период от 7 до 18 часов ; в) данные процедуры рекомендуется сочетать с умеренной мышечной активностью (ходьбой, работой на даче, подвижными играми и т.п. ); г) место, где принимают воздушные ванны должно быть защищено от резкого ветра; д) школьникам не рекомендуется принимать более двух воздушных ванн в день. Во время воздушных ванн необходимо контролировать своё самочувствие. Сигналами неблагоприятного влияния на организм являются: при тёплых воздушных ваннах – резкое покраснение кожи и обильное потоотделение, при холодных и прохладных – «гусиная кожа» и озноб. В этих случаях надо прекратить процедуру. Дозирование воздушных ванн по времени подбирается индивидуально в зависимости от температуры воздуха.
Напомнить технику безопасности на занятиях Приложение №1

Обратить внимание на осанку, положение стоп

Следить за прямолинейностью продвижения, правильностью постановки ноги на опору(на переднюю часть стопы, чтобы пятка не касалась опоры),свободным движением руки правильным положением туловища; дыханием

Обратить внимание на дыхание.

Обратить внимание на осанку: спина прямая, подбородок приподнят, плечи развёрнуты, ноги не согнуты. Выполнять точно руки вперёд под углом 90°, сохранять дистанцию и интервал.

При и.п. лопатки соединить, поднять подбородок, при поднятии рук не наклонять голову, посмотреть на ладони.

Следить, чтобы рука вверху была прямой. Сгибаться должна лишь нога, разноимённая наклону (наклон вправо – согнуть левую ногу, и наоборот). Движение выполнять в одной плоскости.

Выпрямляя ноги из упора присев, стараться не отрывать руки от земли.

Руки поднимать и опускать через стороны. Приседать, сохраняя вертикальное положение туловища и разводя колени, спина прямая. Дыхание равномерное.

При наклонах ноги прямые. Амплитуда движений должна нарастать постепенно до касания пальцами или ладонями земли.

Прыгать мягко, на носках. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу.

Напомнить технику выполнения специальных беговых упражнений. Показ учителем.

Не закрепощать плечи и руки. Следить за тем, чтобы нога ставилась с носка и разгибалась полностью в коленном суставе.

Сначала выполнять на месте, затем с небольшим продвижением вперёд. Следить , чтобы плечи не наклонялись назад и не напрягались, для чего руки можно держать на поясе. Бедро поднимается до горизонтали, а опорная нога в это время полностью выпрямляется.
Следить за положением туловища, работой рук.

В беге многоскоками нога ставиться загребающим движением с передней части стопы (или плоско на всю стопу с быстрым перекатом на носок).Отталкивание энергичное.Толчковая полностью выпрямляется.

Ученики построены в шеренгу.

Просмотр презентации «Техника бега на короткие дистанции» . Приложение №2

Резкое выпрямление туловища – рекомендуется выполнять специальные упражнения, развивать скоростно – силовые качества.

Длинный первый шаг, нарушение ритма выбегания – уточнить стартовое положение, не поднимать голову,выполнять специальные упражнения.

Пробегание со старта на 20 – 30м.

Упражнение способствует лучшему сохранению наклона туловища при выбегании.

В упражнении создаются условия для потери равновесия и облегченного выбегания : ОЦМ тела смещается вперёд, ноги выбегающего не должны быть слишком распрямлены в коленях, не должно быть «подброса пяток».
Следить за техникой бега.

Обучающиеся располагаются вдоль разбега и ямы.

Прыжки в длину относятся к скоростно – силовым упражнениям, требующим от прыгуна высокого уровня развития силы и быстроты. Целостное упражнение условно делится на фазы: подготовка к разбегу и разбег; отталкивание; полёт; приземление.

Обратить внимание на положения ног, туловища и рук в разбеге, отталкивании и приземлении.

Сообщить занимающимся об имеющихся погрешностях техники. Наиболее характерные ошибки применить для всех.

Учить отталкиванию, определить толчковую ногу. Учащиеся должны ощутить, какой ногой им удобнее совершать мощное и быстрое отталкивание.

Обучающиеся должны почувствовать полное выпрямление толчковой ноги в момент отталкивания , роль маховой ноги, упругость в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах при постановке и сгибании толчковой ноги.

Маховая нога поднимается до уровня горизонтали сильно согнутая в коленном суставе. Отталкиванию содействуют маховые движения руками (плечи энергично поднимаются).

Обращать внимание на выход таза в толчке вперёд. Не спешить подтягивать толчковую ногу.

Отталкивание должно сочетаться с высоким выносом бедра маховой ноги и взлётом в положении широкого бегового шага (выпада).
Наиболее часто встречающаяся и серьёзная ошибка состоит в том , что толчковая нога выпрямляется недостаточно быстро. При прыжках с разбега часть усилий пропадает. Отклонение туловища назад с одновременным запрокидыванием головы назад. Часто является следствием далёкого излишне стопорящего выставления толчковой ноги (грубые ошибки). Излишний наклон туловища вперёд, который сопровождается, как правило, проявлением и другой погрешности – пассивным подъёмом маховой ноги на небольшую высоту. Чрезмерное сгибание толчковой ноги в момент постановки (соблюдать те же двигательные установки).

Построение в шеренгу.

Подведение итогов урока. Оценить технику выполнения бега высоко поднимая бедро
Индивидуальное домашнее задание .

Малоподвижная игра.
Учащиеся образуют круг, а водящий рассчитывает их по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Ведущий громко называет два каких – либо номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами. Задача водящего – опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идёт водить. Номера, присвоенные ребятам в начале игры, не должны меняться, даже когда тот или иной из них временно становиться водящим.

Заключение

Данная разработка использована мною для проведения урока по теме «Лёгкая атлетика» в пятом классе 10 сентября 2011 года. Методические карты доказательно демонстрируют преимущества дидактической цепочки процесса обучения от создания представления о двигательном действии до его формирования на уровне двигательного навыка и оценки. В процессе проведения урока я убедилась в их действенности. Обучающиеся допускают не грубые , частичные ошибки при выполнении специальных беговых упражнений ,основы техники которых были заложены в начальных классах. Подтверждается их эффективность при обучении технике легкоатлетических прыжков. Так как планируются частные задачи , средства их решения и методические рекомендации по их выполнению. Повышается моторная плотность урока физической культуры. На уроке осуществлялось дозирование беговых нагрузок. Нагрузка увеличивается постепенно от урока к уроку. Используется в основном дифференцированный подход к обучению учащихся.

Список литературы
1.Образовательный стандарт основного общего образования по физической культуре 2004г. 2. В.И.Лях А.А.Зданевич «Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы» Москва «Просвещение» 2008 г.
3.Рабочая программа по физической культуре в пятом классе на 2011 -2012 учебный год 4.М.Я. Виленский учебник для общеобразовательных учреждений «Физическая культура 5 – 7 классы» Москва «Просвещение» 2010 г. 5.В.И. Лях А.А. Зданевич методическое пособие 5 – 6 -7 классы» Физическая культура» Москва «Просвещение»2008г. 6.И.В.Сухиненко А.М. Караваев М.П. Бандаков учебно – методическое пособие »Методические карты обучения легкоатлетическим упражнениям» Киров Вятский государственный педагогический университет 1995 г. 7.Научно – методический журнал «Физическая культура в школе» Москва 2007-2012 г. 8.Интернет – ресурсы в программе «Power Point» 9.М.И.Гоголев «Основы медицинских знаний учащихся» Москва «Просвещение» 1991 г. 10.В.А.Королёв «Игры для всех» издательство Цитадель» 2000г. 11.М.П.Фролов учебник для общеобразовательных учреждений»Основы безопасности жизнедеятельности» Москва АСТ ,2000г.

Оглавление
1.Аннотация стр. 2 2.Введение стр.2 – 4 3.Методическая разработка урока по теме «Лёгкая атлетика» в 5 кл. стр.5 – 12 4.Заключение стр.13 5.Список литературы стр.14 6.Оглавление стр.15 7.Приложение 1»Правила техники безопасности» Приложение 2 «Лёгкая атлетика (техника бега на короткие дистанции)


На главную

Комментировать