Страницы
Архивы
Рейтинг@Mail.ru

Февраль 2017

ПЕРЕТЯНИ ЗА ЧЕРТУ

ПЕРЕТЯНИ ЗА ЧЕРТУ

Команды становятся у черты двумя шеренгами, друг против друга, так, чтобы у каждого игрока был «персональный» противник.

По сигналу соревнующиеся хватаются за руки и стараются перетянуть противника через черту. Переступивший черту обеими ногами считается пленником и выходит из игры. Победивший теперь может помочь товарищам — обхватив за талию игрока своей команды, вместе с ним перетянуть противника.

Побеждает команда, захватившая больше пленных.

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА

Это одна из самых популярных спортивных игр, известная, наверное, всем народам мира, по крайней мере, тем из них, для которых рыболовство является национальным промыслом: ведь перетягивание каната есть имитация той работы, которую выполняют рыбаки при ловле рыбы неводом.

Самый распространенный вариант игры имеет следующее содержание. Выбирается ровное поле — лужайка за околицей села, полянка на улице и т. д. Проводится линия, чаще всего в виде неглубокой, но ясно различимой борозды. Поперек кладется канат: длина его 6—10 м, толщина 3—4 см. Играющие делятся на две команды, примерно равные по силам. Команды выстраиваются вдоль каната, каждая по свою сторону от черты. По знаку распорядителя (судьи) игроки берут канат в руки, чтобы тянуть его в свою сторону. Тянуть канат можно двумя способами: хватом веревки через плечо и хватом за веревку впереди себя. Выбор способа заранее обговаривается и утверждается судьей. Начинают одновременно, по сигналу распорядителя. Команда, передний игрок которой заступает черту, считается потерпевшей поражение.
Обычно в русских деревнях игра в перетягивание каната устраивалась на праздниках, когда на площади, на улицы стекалось множество народа. Поэтому образовывалось не две команды, а несколько. Побежденная команда выбывала из игры, а на ее место становилась другая. И так продолжалось до тех пор, пока не выявлялась команда — абсолютная победительница.

На Урале встречаются национальные разновидности игры: украинская — бука тянуть, башкирская — аркан-тартыш, эстонская — луривидаминэ.

ЛАПТА

Игра была очень популярной у русского народа, поэтому ее часто называют русской лаптой.
Играющие делятся на две команды. По жребию определяют свои роли: одна подает, другая водит. Для игры подбирается большое ровное поле, на котором производится разметка. Определяется линия подачи мяча, которая ближе к боковому краю поля (с левой стороны от подающих) делает значительный выгиб вперед, образуя мешок, куда переходят игроки» сделавшие удар по мячу. Здесь они «накапливаются», как на плацдарме, выжидая момента, когда можно будет добежать до города и вернуться обратно: только после этого получаешь право на новый удар по мячу. Линия кона проводится от линии города на расстоянии 100—150 м, в зависимости от количества играющих.
Для игры требуется мяч — тряпичный, резиновый или теннисный и лапта — палка диаметром 3,5—4 см, длиной 70—100 см. Желательно, чтобы палка имела аккуратно обтесанную рукоять.

Ходят к маткам, спрашивая, кого те берут себе в команду, например, Сосну или Березу?
Матки, конечно, заинтересованы подобрать себе товарищей посильнее, половчее, но как тут угадаешь, кто из двоих Сосна, а кто Береза? Так что выбирать приходится по наитию: игра есть игра. читать полностью »

В ЧИКУ

Игра, появившаяся в годы гражданской войны, развивала глазомер, точность жеста, тренировала пальцы и позволяла «сколотить  капитал», на который можно было купить конфет, перьев для школьных ручек и даже — билет в кино.

Мальчики (девочки в эту игру не играли) находили гладкую каменную стенку, к которой примыкала ровная и чистая поверхность земли (без травы, без камней и т. д.). Проводили линию — примерно 70— 80 см от стенки. По жребию устанавливали очередность боя. Под боем имеется в виду удар монетой об стенку. Бил первый, стремясь ударить посильнее, чтобы монетка улетела подальше. Дело в том, что последующий игрок будет стараться, чтобы его монета, отлетев от стенки, попала в нее или легла на такое расстояние, которое можно покрыть двумя пальцами растопыренной руки (один палец должен лежать на одной монете, другой — на другой). В обоих случаях монета первого игрока становится собственностью второго.

Бил в стенку свою монету второй игрок, за ним — третий. Если у последнего — удача, то повторялась вся предыдущая картина; если неудача — монета ложилась слишком далеко — наступала очередь четвертого, если он был, или в игру снова вступал первый.

Не всегда расплачивались деньгами, иногда —фантиками (обертками из-под конфет, которые в 20— 40-е годы были редкостью, представляли собою своеобразную ценность — предмет другой игры — в фантики).